travelling faster than light since tomorrow
Вспомнил, чего еще написать хотел.
Kickstarter — это забавная инициатива группы нью-йоркских товарищей по спонсированию всяческих креативных проектов силами публики. Несмотря на то, что сайту в общем-то уже почти три года, существенную известность они получили относительно недавно — однако плоды этой известности уже вовсю пожинаются, и активность на сайте прямо-таки расцветает на глазах. Идея простая: убрать все-все промежуточные посреднические слои между предпринимателем с новой идеей и его клиентами. Автор новой свежей идеи описывает её на сайте, затем выставляет минимально необходимую сумму средств, которую надо собрать, чтоб проект "взлетел" — а публика, соответственно, вкладывается по принципу "кто сколько может", получая за это, разумеется, определенные награды в случае успешной реализации проекта (базовая, повсеместно используемая награда — это "вы получите то, что мы тут собираемся сделать"). Т.е. получается эдакая "расширенная предоплата", отличающаяся от обычной предоплаты только тем, что проект потенциально может и загнуться.

Разумеется, в текущем виде оно никак не защищено от злоупотреблений, и я практически не сомневаюсь, что в относительно недалёком будущем мы услышим о случаях накрывшихся медным тазом проектов, и даже о случаях целенаправленного мошенничества. Но тем не менее, в случаях, когда проекты организовывают уже известные публике люди — серьезные неудачи (а тем более мошенничество) крайне маловероятны. Ну и от финансовых крушений, вызванных банальным неумением считать деньги, kickstarter слегка застрахован своей направленностью на "креативные" проекты, где себестоимость в основном складывается из зарплат сотрудникам, а не из стоимости производства (да и цены на готовый продукт обычно многократно превосходят себестоимость производства).

ЗЫ: Одна из областей, где всё складывается очень неплохо — это финансирование производства компьютерных игрушек. Никаких издателей и прочих "паразитов-посредников", разработчики получают и рекламу силами самих же клиентов, и деньги на разработку. Ну а продавать полученный результат нынче, в век цифровой дистрибуции, тоже несложно.